
Запасные части и агрегаты для экскаваторов ТВЭКС ЕК-12, ЕК-14
Гидропривод рукояти ЕК-12, ЕК-14
При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р2.2, например 8, управляющий поток рабочей жидкости через распределитель Р7 поступает к торцам золотников секций «Рукоять I» (без предохранительных клапанов) и «Рукоять II» (с предохранительными клапанами) и перемещает их, тем самым соединяя рабочий отвод секции поршневой полости гидроцилиндра рукояти Ц2 с напором, а другой рабочий отвод штоковой полости - со сливом. Одновременно управляющий поток через блоки клапанов «ИЛИ» «д», «е», «и» поступает под торец золотника в напорно-сливной секции III (с предохранительными клапанами), перемещает его, тем самым перекрывает канал слива в секции. Рабочая жидкость от регулируемой секции «В» насосного агрегата НА адресуется по напорному каналу в плите I и через золотник в секции «Рукоять I» в поршневую полость гидроцилиндра рукояти Ц2. В то же самое время управляющий поток со стороны распределителя Р7 через блоки клапанов «ИЛИ» «л», «м», «к» поступает под торец золотника в напорно-сливной секции II (без предохранительных клапанов), перемещает его и тем самым перекрывает канал слива в секции. Рабочая жидкость от регулируемой секции «А» насосного агрегата НА адресуется по напорному каналу в плите I и через золотник в секции «Рукоять II» в поршневую полость гидроцилиндра рукояти Ц2, объединяясь в трубопроводах с потоком от секции «Рукоять I».
Рабочая жидкость из штоковой полости гидроцилиндра рукояти Ц2 через золотники секций «Рукоять I» и «Рукоять II», сливные каналы в плите I гидрораспределителя Р1, калорифер А3 маслоохладительной установки и фильтры поступает в гидробак Б.
Для включения отворота рукояти ЕК-12, ЕК-14 необходимо рукояткой включить золотник 7 блока управления Р2.2. Процессы, происходящие в гидроприводе, идентичны описанным выше.
При совмещении движения рукояти с движением стрелы и ковша ЕК-12, ЕК-14 управляющий поток через блоки клапанов «ИЛИ» «о», «р», «п» переключает распределитель Р7 в другую позицию, в результате чего золотник в секции «Рукоять II» возвращается в нейтральное положение, тем самым направляя рабочую жидкость от регулируемой секции «А» насосного агрегата к секциям «Ковш» и «Стрела».
Для ограничения давления в полостях гидроцилиндра рукояти Ц2 в секцию «Рукоять II» вмонтированы клапаны КП7 и КП8, которые одновременно выполняют функции подпиточных клапанов при возникновении разрежения в полостях гидроцилиндра рукояти Ц2.
Для исключения разрыва потока и, как следствие, «зависания» рукояти в вертикальном положении при подвороте в штоковую магистраль гидроцилиндра рукояти установлен регулируемый дроссель с обратным клапаном Др. Вращением корпуса дросселя в ту или другую сторону устанавливается скорость опускания рукояти, удобная для работы и исключающая «зависание» в вертикальном положении. При повороте корпуса поворотного 3 дросселя против часовой стрелки скорость подворота рукояти уменьшается.
Гидропривод стрелы ЕК-12, ЕК-14
При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р2.1, например 1, управляющий поток рабочей жидкости поступает под торец золотника секции «Стрела» гидрораспределителя Р1 и перемещает его, тем самым соединяя рабочий отвод секции поршневой полости гидроцилиндров стрелы Ц1.1 и Ц1.2 с напором, а другой рабочий отвод штоковой полости - со сливом.
Одновременно управляющий поток через блоки клапанов «ИЛИ» «о», «п», «к» поступает под торец золотника в напорно-сливной секции II (без предохранительных клапанов), перемещает его и тем самым перекрывает канал слива в секции.
Рабочая жидкость от регулируемой секции «А» насосного агрегата НА адресуется по напорному каналу в плите I через золотник в секции «Стрела» в поршневую полость гидроцилиндров стрелы Ц1.1 и Ц1.2.
Рабочая жидкость от регулируемой секции «В» насосного агрегата НА через золотник напорно-сливной секции III (с предохранительными клапанами) адресуется в напорный канал плиты I гидрораспределителя Р1, где объединяется с потоком рабочей жидкости от регулируемой секции «А» насосного агрегата НА.
Из штоковой полости гидроцилиндров стрелы Ц1.1 и Ц1.2 рабочая жидкость через золотник секции «Стрела», сливные каналы плиты I распределителя Р1, калорифер А3 маслоохладительной установки и фильтры поступает в гидробак Б.
Для ограничения давления в полостях гидроцилиндра стрелы в секцию «Стрела» вмонтированы клапаны КП3 и КП4, которые одновременно выполняют функции подпиточных клапанов при возникновении разрежения в полостях гидроцилиндров стрелы.
Для включения опускания стрелы необходимо рукояткой включить золотник 2 блока управления Р2.1.
Процессы, происходящие в гидроприводе, идентичны описанным выше.
Блок «плавающего» положения стрелы А6, установленный на секции «Стрела» гидрораспределителя Р1, служит для объединения штоковых и поршневых полостей гидроцилиндров Ц1.1 и Ц1.2 со сливной магистралью при буксировке экскаватора тягачом.
Гидропривод ковша ЕК-12, ЕК-14
При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р2.1, например 4, управляющий поток рабочей жидкости поступает под торец золотника рабочей секции «Ковш» гидрораспределителя Р1 и перемещает его, тем самым соединяя рабочий отвод секции поршневой полости гидроцилиндра ковша Ц6 с напором, а рабочий отвод штоковой полости - со сливом. Одновременно управляющий поток через блоки клапанов «ИЛИ» «о», «п», «к» поступает под торец золотника в напорно-сливной секции II (без предохранительных клапанов), перемещает его, тем самым перекрывает канал слива в секции. Рабочая жидкость от регулируемой секции «А» насосного агрегата НА адресуется по напорному каналу в плите I через золотник в секции «Ковш» в поршневую полость гидроцилиндра ковша Ц6.
Рабочая жидкость от регулируемой секции «В» насосного агрегата НА через золотник напорно-сливной секции III (с предохранительными клапанами) адресуется в напорный канал плиты I гидрораспределителя Р1, где объединяется с потоком рабочей жидкости от регулируемой секции «А» насосного агрегата НА.
Из штоковой полости гидроцилиндра ковша Ц6 рабочая жидкость через золотник рабочей секции «Ковш», сливные каналы плиты I распределителя Р1, калорифер А3 маслоохладительной установки и фильтры поступает в гидробак Б.
Для ограничения давления в полостях гидроцилиндра ковша Ц6 в секцию «Ковш» вмонтированы клапаны КП5 и КП6, которые одновременно выполняют функции подпиточных клапанов при возникновении разрежения в полостях гидроцилиндра ковша Ц6.
Для включения отворота ковша (штоковая полость) необходимо рукояткой включить золотник 3 блока управления Р2.1. Процессы, происходящие в гидроприводе, идентичны описанным выше.
Гидропривод вентилятора маслоохладительной установки и гидроуправления ЕК-12, ЕК-14
На двигателе экскаватора ЕК-12, ЕК-14 смонтирован насос шестеренного типа НШ. Рабочая жидкость от него подается через клапан подпорный КО2 на гидромотор М3 аксиально-поршневого типа, вал которого вращает крыльчатку вентилятора калорифера А3 маслоохладительной установки. Далее рабочая жидкость попадает в сливную магистраль, калорифер А3 маслоохладительной установки, фильтры, далее в гидробак Б.
Давление в системе ЕК-12, ЕК-14 ограничивается клапаном предохранительным КО1, настроенным на заводе-изготовителе. От этого же насоса запитывается пневмогидроаккумулятор АК, управляющий поток от которого подводится к блокам управления Р2.1, Р2.2, Р3, Р5.1, Р5.2, которые соединены с рабочими секциями гидрораспределителя Р1.
Для отключения гидромотора М3 маслоохладительной установки установлен кран А8. При необходимости отключения маслоохладителя следует вывернуть винт крана А8 на 3…4 оборота и законтрить его гайкой. При этом рабочая жидкость, минуя гидромотор М3, попадет в сливную магистраль гидросистемы.
В магистрали запитки пневмогидроаккумулятора от насоса НШ-10 установлен напорный фильтр Ф3, защищающий систему гидроуправления от загрязнений.
Гидропривод рулевого управления ЕК-12, ЕК-14
Рабочая жидкость от третьей нерегулируемой секции насосного агрегата НА поступает в рулевой механизм А2 и далее через центральный коллектор А1 к исполнительным гидроцилиндрам поворота колес Ц5.1 и Ц5.2.
Таким образом, поворотом рулевого колеса ЕК-12, ЕК-14 влево-вправо осуществляется поворот колес в соответствующие стороны.
Кран буксировочный А7, установленный в гидролинии между гидроцилиндрами рулевого управления Ц5.1 и Ц5.2 и центральным коллектором А1, служит для объединения полостей гидроцилиндров Ц5.1 и Ц5.2 между собой при буксировке экскаватора тягачом.